03.09.2019 15:14

Ученые рассмотрели вблизи глаза древнего комара

Двукрылые комары-долгоножки распространены повсеместно, да и эволюционную историю имеют древнюю. Окаменелые останки одного из них ученые обнаружили в Дании, в осадочных породах возрастом около 54 миллионов лет. Этот уникальный образец позволяет рассмотреть даже строение крошечных глаз насекомого, ставя неожиданные вопросы о зрении представителей совершенно другого класса членистоногих — вымерших морских трилобитов. Об этом Йохан Линдгрен (Johan Lindgren) и его коллеги из Лундского университета в Швеции рассказывают в статье, опубликованной в журнале Nature.

Ученые рассмотрели вблизи глаза древнего комара
Окаменелость комара-долгоножки позволила рассмотреть его составные глаза
Lindgren et al

Дело в том, что в глазах окаменелой долгоножки удается рассмотреть множество шестигранных кристаллов карбоната кальция. Такие же — не белковые, а минеральные — кристаллы обнаруживались прежде у множества останков трилобитов, считаясь уникальной особенностью их зрения. Однако у этой долгоножки глаза также заполнены углекислым кальцием, тогда как все известные представители этой группы используют в качестве линз кристаллиновые белки, как и все современные насекомые, и вообще обширный тип членистоногих.

Авторы считают, что кристаллизация карбоната кальция могла развиваться в процессе формирования окаменелости и замещения органических тканей минералами. В связи с этим они и ставят вопрос о том, не происходило ли подобное у трилобитов. Это ставит под сомнение предыдущие представления об уникальном устройстве их зрения, тем более что по своему общему строению глаза трилобитов были весьма близки к глазам современных насекомых.

Ученые рассмотрели вблизи глаза древнего комара
Фрагмент окаменелости глаза с большим увеличением и добавленными цветами: богатые углеродом шестиугольные стенки окружают кристаллы кальция
Lindgren et al

Другой особенностью зрения древней долгоножки оказалось присутствие эумеланина, что довольно неожиданно для насекомых. Нашему глазу он придает окраску, помогая экранировать лишние лучи. У членистоногих же эумеланин может участвовать в формировании окраски тела, однако в глазах его роль играют другие пигменты — оммохромы.

Заинтересовавшись этим, ученые обнаружили, что и в глазах современных долгоножек Nephrotoma australasiae эумеланин имеется, а значит, мог быть и у их древних родственников. Это первая подобная находка для членистоногих.

Напомним, ранее сообщалось, что определена самая любимая группа крови у комаров.

Ученые рассмотрели вблизи глаза древнего комараУченые рассмотрели вблизи глаза древнего комара