Нобеля по физике 2020 года дали за черную дыру

06.10.2020 20:44

Нобеля по физике 2020 года дали за черную дыру

Три лауреата разделили Нобелевскую премию по физике этого года за открытия, касающиеся одного из самых экзотических явлений во Вселенной - черной дыры. Роджер Пенроуз показал, что общая теория относительности приводит к образованию черных дыр. Рейнхард Гензель и Андреа Гез обнаружили, что невидимый и чрезвычайно тяжелый объект управляет орбитами звезд в центре нашей галактики. Сверхмассивная черная дыра - единственное известное объяснение.

Роджер Пенроуз использовал математические методы в своем доказательстве того, что черные дыры являются прямым следствием общей теории относительности Альберта Эйнштейна. Сам Эйнштейн не верил, что черные дыры действительно существуют, эти сверхтяжелые монстры, которые захватывают все, что в них входит. Ничто не может убежать, даже свет.

В январе 1965 года, через десять лет после смерти Эйнштейна, Роджер Пенроуз доказал, что черные дыры действительно могут образовываться, и подробно описал их. По своей сути черные дыры скрывают сингулярность, в которой прекращаются все известные законы природы. Его новаторская статья до сих пор считается самым важным вкладом в общую теорию относительности со времен Эйнштейна.

Рейнхард Гензель и Андреа Гез возглавляют группу астрономов, которая с начала 1990-х годов сосредоточила свое внимание на области под названием Стрелец A * в центре нашей галактики. Орбиты самых ярких звезд, ближайших к середине Млечного Пути, были нанесены на карту с возрастающей точностью. Измерения этих двух групп совпадают: обе обнаружили чрезвычайно тяжелый невидимый объект, который тянет за собой нагромождение звезд, заставляя их метаться с головокружительной скоростью. Около четырех миллионов солнечных масс сосредоточены в области размером не больше нашей Солнечной системы.

Используя крупнейшие в мире телескопы, Гензель и Гез разработали методы, позволяющие видеть сквозь огромные облака межзвездного газа и пыли центр Млечного Пути. Расширяя границы технологий, они совершенствовали новые методы компенсации искажений, вызванных атмосферой Земли, создавая уникальные инструменты и взяв на себя обязательства по долгосрочным исследованиям. Их новаторская работа дала нам наиболее убедительные доказательства существования сверхмассивной черной дыры в центре Млечного Пути.

“Открытия лауреатов этого года открыли новый путь в изучении компактных и сверхмассивных объектов. Но эти экзотические объекты по-прежнему вызывают много вопросов, требующих ответов и мотивирующих дальнейшие исследования. Не только вопросы об их внутренней структуре, но и вопросы о том, как проверить нашу теорию гравитации в экстремальных условиях в непосредственной близости от черной дыры“, - говорит Дэвид Хэвиленд, председатель Нобелевского комитета по физике.

Напомним, в прошлом году премию вручили за вклад в улучшение понимания эволюции Вселенной и места Земли в космосе. Наград разделили между Джимом Пиблсом, Мишель Майор и Дидье Кело.

5 октября Нобелевскую премию 2020 года по физиологии и медицине присудили Харви Дж. Альтеру, Майклу Хоутону и Чарльзу М. Райсу, сделавших основополагающие открытия, которые привели к идентификации нового вируса - вируса гепатита С.