Депутаты хотят сделать обязательной утилизацию батареек и аккумуляторов, что может привести к подорожанию товаров для покупателей
Еще в 2016 году правительство представило модель управления электронными отходами. Она предусматривала, что розничные сети будут не только продавать электронику и бытовую технику, но также и принимать от населения отработавшие свой срок устройства, батарейки, аккумуляторы. Затем весь этот электронный мусор планировалось должным образом утилизировать, чтобы минимизировать негативное воздействие на окружающую среду. Теперь эта инициатива получила поддержку у депутатов 9-го созыва.
Так, депутаты от партии «Слуга Народа» подали законопроект «О батареях и аккумуляторах», который создаёт экосистему их утилизации. Он предусматривает, что с 2021 года любая компания, которая производит и/или ввозит в Украину батареи и аккумуляторы, будет обязана за свои деньги организовывать их сбор и переработку, как только они придут в негодность. Это требование также распространяется на аккумуляторы, которые входят в состав оборудования (например смартфонов, ноутбуков, камер) и транспортных средств. В свою очередь, граждане будут обязаны сдавать вышедшие из строя батареи и аккумуляторы в специальные пункты приема.
Законопроект предлагает бизнесу создавать организации с расширенной ответственностью (ОРВВ) для производителей и импортёров соответствующих устройств. Именно эти организации (юридические лица со статусом неприбыльной организации) и будут заниматься утилизацией. Компании смогут заниматься утилизацией батарей сами, создав свое отдельное юридическое лицо, и коллективно — став членом ОРВВ и оплатив в неё взносы. Считается, что большинство компаний не захотят заниматься утилизацией самостоятельно, и им будет выгодно объединяться.
Данный законопроект должен вступить в силу с 2021 года, что даст компаниям время на подготовку. При этом отмечается, что через 3 года после вступления в силу закона, то есть в 2024 году, доля переработанных батареек должна составить 5% от объёма завезенных. В 2025 году должно быть 10% и так, увеличиваясь на 5% каждый год, показатель вырастет до 45% к 2031 году. По словам руководителя Recycling Solutions Дмитрия Ануфриева, сейчас годовой сбор батареек в Украине составляет не более 3% от общего объёма.
Изначально компании будут оплачивать вывоз батарей и аккумуляторов для утилизации в Европу, так как в Украине нет своего завода. Но со временем такие предприятия могут появиться. Но для того, чтобы инвестору стало интересно создавать перерабатывающие заводы, объёмы сырья необходимо увеличить в разы по сравнению с нынешним объёмом сбора батарей в Украине.
Отметим, в крупных украинских торговых сетях и даже известных брендах сложилась практика, что в большинстве случаев они сами ничего напрямую не импортируют, а покупают товары уже в Украине.
В компании Huawei Украина, также отметили, что в основном завозят товары с помощью дистрибьюторов.
Но если же компания импортирует хоть что-то напрямую, она должна будет участвовать в финансировании переработки батарей.
Отметим, данный законопроект предлагает изменения, которые позитивно отразятся на окружающей среде. Ведь одна портативная батарея без утилизации может загрязнить вредными компонентами около 400 литров воды и 20 квадратных метров/кубометров грунта. А ежегодно в Украину ввозится в среднем 3 тыс. тонн портативных батарей, 12 тыс. тонн промышленных батарей и 260 тыс. тонн автомобильных аккумуляторов.
Но в то же время законопроект содержит подводные камни, которые ударят по конечным потребителям. Именно им предстоит из своего кармана оплачивать переработку батарей. Из-за того, что компании будут переносить свои затраты на утилизацию в цену конечного товара, такие устройства станут дороже. Вместе с тем, законопроект вводит такое понятие как депозит. Производители включают в цену товара определённую сумму и возвращают её покупателям во время возврата использованных батарей.
Однако руководитель экологической организации «Батарейки, сдавайтесь!» Люба Колосовская (которая также является лоббистом законопроекта) не считает, что последующая утилизация батарей обязательно приведёт к их удорожанию.
Ещё одной проблемой на пути реализации данных инициатив может стать контрабанда.
Этой же проблемой обеспокоены и в компании MTI, которая является крупным дистрибьюторе техники. Там обращают внимание, что в ситуации, когда большинство батареек и аккумуляторов сейчас поступает на рынок контрабандным путем, принятие такого законопроекта только усугубит ситуацию на рынке. Хотя в целом компании поддерживают законопроект.