Астрономы стали свидетелями взрыва красного сверхгиганта и его превращения в сверхновую

09.01.2022 18:47

Ученые из гавайской обсерватории Кека впервые наблюдали гибель массивной звезды. Красный сверхгигант (как Антарес или Бетельгейзе) взорвался, превратившись в сверхновую типа II — SN 2020tlf. Наблюдения с помощью расположенных на Гавайях телескопов обсерватории Кека и Pan-STARRS начали летом 2020 года после того, как обнаружили звезду по ее мощному свету. А осенью того же года астрономы зафиксировали вспышку. Исследование опубликовано в Astrophysical Journal.

Команда быстро зафиксировала мощную вспышку и получила самый первый спектр энергетического взрыва, названного сверхновой 2020tlf или SN 2020tlf. Обнаружено прямое свидетельство плотного околозвездного материала, окружавшего звезду во время взрыва. Вероятно, того же самого газа, который красная звезда-сверхгигант начала выбрасывать летом.

Астрономы также установили, что прародительница SN 2020tlf расположена в галактике NGC 5731 примерно в 120 миллионах световых лет от Земли, и она в 10 раз массивнее Солнца.

По мнению ученых, их открытие бросает вызов представлениям о том, как красные сверхгиганты эволюционируют непосредственно перед взрывом. До этого подобные звезды, наблюдаемые перед взрывом, находились в относительном покое: у них не было признаков выбросов или яркого излучения, как это было до SN 2020tlf. Наблюдавшаяся активность красного сверхгиганта за год перед взрывом предполагает, что некоторые из таких звезд должны претерпеть значительные изменения внутренней структуры, которые затем и приводят к бурному выбросу газа за мгновение до коллапса.